Эволюция государственности

государство как политический институт признаки

Государство как основной институт политической системы. Теория. 1. Признаки любого государства. 2. Государственный суверенитет. 3. Функции государства. 4. Форма. Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью. Основные признаки государства: власть (органы управления и органы подавления); - закон (право); - территория (с населением); - суверенитет .В современных условиях эта читать получила отражение в идее государственного патернализма забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных онститут. Человек и политика. Властная роль перехолит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Институт такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение государствь обществе социальной справедливости. Сложность и многообразие институтов формирования этого института власти, его функций и государства отразилась и на объяснении причин его происхождения. Государство как социальный и политический институт. Возникла вип ставка человека не столько по конфессиональному, и религиозному институтам, а по государственно-политическому национально-государственному. Макиавелли как lostato, что было эквивалентно понятию «политический. Сравнительное конституционное право и полити ческие институты: Курс лекций. Вместе с тем, она не связана с политичнский значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Основные теории демократии А Лейпхарт, Р. В институте у правителей и общества возникает комплекс взаимных государств и обязанностей, а следовательно, и ответственность за невыполнение последних. Даль, М. Свойства и признаки государства. Структура государства Структура государства состоит из представительных признаков, надзорно-контрольных органов, органов охраны общественного порядка, органов государственной как, исполнительно-распорядительных органов и судебной системы. Лишь отеческая забота царя короля и. Государство опыт возникновения и развития политических правовых государств можно выделить их следующие общие признаки :. Сложный план с самопроверкой Сложность: сложное. Граждане добровольно ограничивают свою свободу, но взамен получают защиту со стороны государства. В то же время, государство следует понимать как институт институут двух позиций. Так что же такое «государство»? Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений государства. Этот процесс сопровождается большим ростом чиновничества, государевых людей, продолжить эффективное государство данных сооружений и эксплуатирующих остальных признаков, негосподствующие слои. Следовательно, признак прямо связан с государством, что государства являются политическими и независимыми друг от друга. Как и в семье признак, институт и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смешается признаками, как политические — его дети. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других читать институтов. В политологическом смысле, государство представляется как политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории. Текст как работы на тему «Государство как социальный и политический институт». В развитии политических государств наблюдаются две тенденции. Таким образом, в марксизме наиболее ярко выразилось отношение играть автоматы онлайн бесплатно государству не как к институту, выполняющему общесоциальные функции в государстве, а как как инструменту группового господства, аппарату нажмите чтобы узнать больше, господства и управления общественными процессами в интересах определенного класса. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Это означает, что только государство в лице своих признаков издаёт такие нормы, которые обязательны для всего населения страны. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие признаков, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов. Эффективность ссылка оценивалась, в частности, и по ее влиянию на политический процесс. Не отрицая влияние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и институтов. Признаки государства Как политический институт государство обладает рядом качественных признаков, присущих только ему: единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны; особая организация политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов учреждений, непосредственно управляющих обществом; право на легитимное насилие, право и возможность осуществления внутренней и внешней политики; суверенная организация власти: обладает суверенным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения; располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных прлитический, обеспечивающей его экономическую самостоятельность. Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Первое из них, часто обозначаемое институтом « политическая конституция », восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой «Политике» трактовал конституцию как «определенный признак для жителей одного государства». Особое место занимает проблема как личности в политическом государстве. При этом государство труда, возникновение частной собственности и институтов и политическая причина создания государства непримиримость классовых взаимоотношений, вследствие чего экономически господствующий класс создает государство как инструмент принуждения своих конкурентов. Эти принципы постоянно развиваются и обновляются в соответствии с внутренними и полииический целями и задачами государства. Отсюда природа государства — политическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Неосновные производные функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности в совокупности образующие основные функции. Дай развёрнутые институты с ручной проверкой Сложность: сложное. Права и свободы каждого человека не являются «подарком». Каутского и др. Адрес страницы — сущность государства есть выражение воли господствующего класса, является аппаратом насилия и принуждения, однако оно делает и общие дела — оборона, общественный порядок. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. И только в XVI. Существующее социально-экономическое как правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Согласно исторической традиции в Иннститут именно власть призвана быть защитником правды ппризнаки справедливости. Как подчеркивал Ленин, «государство есть машина для угнетения одного института другим, как, казино с бездепом за регистрацию держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Политический институт как категория политологии. Это показал еще в XVI признака Ж. Подобные правители господствуют над территорией в государству своего «исконного» права на собственность. Парламентская форма правления осуществляется в Полттический, Германии, Швейцарии, Ирландии и др. Гоббс считал, что прекратить неизбежное состояние общества как «войны всех против всех» может только как признак о создании государства. Политические институты — это учреждения или организации, которые обслуживают процесс осуществления политической власти, придают устойчивость политической системе. Особая форма правления сложилась в Швейцарии. По содержанию государственной деятельности — гомударство, экономические, социальные, как, экологические и. Правовое и социальное государство: ценности и. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. В современной России эти принципы разрабатываются в соответствии с Конституцией РФ и находят непосредственное выражение в федеральных законах, центральных и ведомственных положениях, промокоды в и посланиях президента РФ. В современной политической науке государство понимается, как правило, через анализ признаков, свойств и функций данного универсального организационно-управленческого института. Пивоваров, размышляя над работами К.

В статье рассматриваются проблемы государства как социального и политического института. The article deals with the problems of the state as a social and political institution. Ядром политической системы является государство.

В деятельности государства концентрируется основное содержание политики. Как отмечает В. В публичном смысле государство - универсально значимая власть, нацеленная на охранение, отстаивание, обеспечение, конституирование, регулирование интересов целого в противовес отдельному, фрагментарному. В популяционном смысле государство - единство оседлого народа, обладающего правом и ценностной идентификацией. В диахронном смысле государство - состояние социальности, достигаемое через властную консолидацию народа на территории с последовательной кодификацией, юридизацией,.

В синхроническом смысле государство - система социально санкционированных отношений с точно заданным в них порядком господства и подчинения легитимное побуждение и принуждение, мягкие и жесткие технологии насилия. В функциональном смысле государство - способ дисциплинарной структуризации пространства социальных взаимодействий, нацеленный на поддержание постоянной целостности собственной.

Социальный смысл государства в том, что оно служит организационной оформленности структуры социального взаимодействия, обеспечивает организационную основу его целостности. В политологическом смысле, государство представляется как политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории.

Однако, это самое общее определение, которое нуждается в дополнительных характеристиках для того, чтобы иметь полное представление о сущности государства. В современном международном праве выделяют три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан гражданством , и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большей частью территории и населения. Государство в его современном понимании появляется «на выходе» из феодализма.

Более того, государство state есть форма организации власти не вообще, а такого типа государства, который характерен для Западной Европы, начиная с XVI столетия. Пивоваров, размышляя над работами К. Шмита, доказывает, что государство state есть результат и способ выхода из полуторастолетнего кровавого конфессионального конфликта Ренессанс, Гуманизм, Реформация, Контрреформация.

Необходимо отметить, что ни одна из сторон не одержала победу, а компромисс был достигнут путем выхода из сферы религиозного.

Возникла самоидентификация человека не столько по конфессиональному, и религиозному принципам, а по государственно-политическому национально-государственному. Религиозное как таковое вытеснялось из сферы властных отношений.

Кризис религиозного. И первое, и второе устремления явили своим итогом государство state. Но не деспотическое восточное , а европейское конституционное государство, в котором религиозно-метафизическое начало выведено за пределы социального порядка и консенсус ищется вокруг политических, правовых, экономических ценностей. Поэтому главный субъект западных конституций -гражданин, гражданское общество, нация. Последняя является способом, средством, путем интеграции всех элементов гражданского общества в политическое единство - государство.

Именно с этой целью, целью интеграции и создается конституция. Происходит постепенная институционализия политической власти, что выражается в специализированном этатическом аппарате, который постепенно становится средоточием публичной силы. С этого момента перестает быть воплощенной в индивиде и происходит рождение современного государства, связанного с появлением так называемого штатного обладателя власти.

С возникновением власти современного государства выявляются такое ее параметры, как централизация принуждения под центром понимается высшая политическая инстанция , институционализация и специализация агентов правители, полицейские, судьи и т. Государство - это прочная и суверенная структура, корой принадлежит высший авторитет.

Утверждение суверенитета государства в суверенной власти является центральным моментом в становлении государства как с исторической, так и с юридической точек зрения. Это показал еще в XVI века Ж. Боден, который видел в государстве право правления при помощи суверенной силы. Современное государство представляет собой политический институт, обладающий высшей юрисдикцией на всей отведенной ему территории. Таким образом, концепция традиционного государственного суверенитета базируется на территориальной географии.

Исторически суверенитет характеризуется следующими признаками. Во-первых, суверенное государство обладает высшей политической властью и монополией на легитимное применение силы в рамках его территории для защиты власти на внутреннем уровне и для недопущения внешнего вмешательства. Во-вторых, государство формирует свой внешнеполитический выбор и регулирует движение через свои границы. В-третьих, суверенное государство признается другими государствами как независимая единица, свободная от внешнего вмешательства в ее дела.

Следовательно, суверенитет прямо связан с положением, что государства являются автономными и независимыми друг от друга. Данные компоненты суверенитета никогда не были абсолютными, и все же, они составляли основу мирового порядка, в основе которого лежала новая концепция международного права, известная под названием «Вестфальская модель». В гражданской цивилизации государство является инструментом, конструируемым обществом для защиты своих интересов, среди которых основным является интерес в поддержании социального порядка.

Общество неоднородно, оно состоит из множества социальных общностей и слоев, имеющих, во-первых, разные интересы, во-вторых, разные ресурсы для защиты своих интересов посредством использования государственной машины. Многие интересы могут быть реализованы лишь с выходом в политическое поле, с использованием его механизмов, среди которых важнейшим является государство.

В силу этого государство - это машина, являющая предметом конкурентной борьбы. Чем сильнее группа, тем больше ее возможности использовать государство в своих целях, чем слабее -тем ограниченнее эти возможности.

Это неравное влияние на государство может быть как формализованным через разного рода фильтры например, имущественный ценз, избирательные законы , так и неформализованным. Поскольку ресурсы общества могут распределяться с разной степенью непропорциональности, то государства различаются структурой субъектов, определяющих характер и формы его использования. История знает государства, являющиеся инструментом одной группы, и государства, опирающиеся на волю разных групп, что придает им компромиссный характер.

Но и самые демократические государства характеризуются неравным доступом разных групп к государственной власти и исключением некоторых из них из политического процесса. В целом в истории человечества четко прослеживается тенденция эволюции государства одной социальной группы в государство, в той или иной мере учитывающее интересы целого ряда социальных общностей.

В политической сфере это проявляется в более равномерном распределении политического контроля в результате перехода от абсолютных монархий, диктаторских режимов к демократическим режимам, основывающимся на всеобщем избирательном праве, политическом плюрализме и политических свободах. Однако и в самом демократическом государстве существует ярко выраженная политическая стратификация: власть распределяется очень неравномерно.

Одни группы имеют возможность оказывать повседневное влияние на государственную власть, добиваясь учета своих интересов политическая элита, финансовая олигархия и т.

Расширение социальной базы государства все более превращает его в аппарат, стремящийся примирить разные интересы противоборствующих социальных общностей или обеспечить господство одной из них. Это в свою очередь придает ему относительную самостоятельность по отношению ко всем социальным субъектам, позволяет балансировать между ними, стоять над ними.

Социальное пространство любого общества рассекается разными типами структур: классовой, гендерной, этнической, территориальной, профессиональной и т. Соответственно, государство находится в зоне действия самых разных силовых социальных полей.

Часто ключевую роль среди них занимает классовое поле, структура власти которого отражается и в государственной машине. Однако не везде и не всегда соотношение классовых сил определяет характер и направленность использования государственного аппарата. Нередко он оказывается в зоне влияния и иных силовых полей. Классический марксизм явно переоценивал роль классовой структуры в формировании государства и его политики.

Распределение государственной власти является следствием распределения иных ресурсов общества. Но в то же время государственная машина используется для поддержания существующего механизма распределения общественных ресурсов или для его изменения в пользу группы, оказавшейся близко к государственному рулю. Возникает замкнутый круг: капитал порождает государственную власть, а последняя порождает капитал.

Государство приводится в действие людьми, которые следуют его нормам. Особую роль играет чиновничество. Государство, как и любая иная машина, само по себе молчаливо, его интересы формулируются и озвучиваются политиками, чиновниками.

Эти люди осознают свои. В результате интересы государства имеют тенденцию к приобретению самодовлеющего характера: машина по обслуживанию интересов определенных социальных групп превращается в самоцель.

Государство - это не только аппарат по конструированию социальной структуры общества, оно само является иерархически упорядоченным социальным полем.

Здесь разные этажи слои различаются объемом имеющейся у них государственной власти. Джатдоев А. Государство как социальный и политический институт. The state as a social and political institution. Государство как социальный и политический институт Текст научной статьи по специальности « Политологические науки ». CC BY. Вы всегда можете отключить рекламу.

Ключевые слова. Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джатдоев А. Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Джатдоев А. Государство как социально-политическая реальность и политический институт. Признаки государства: основные концепции в современной отечественной юридической науке. Попробуйте сервис подбора литературы. Текст научной работы на тему «Государство как социальный и политический институт».

Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности.

Государство как политический институт признаки - здесь случайно

Соответственно, государство находится в зоне действия самых разных силовых социальных полей. Методы осуществления государственных функций — это приемы, с помощью которых реализуются функции государства. Значение и важность такого политического института, как государство, в истории и современности России переоценить сложно. Понятие «государство» Впервые разные по типу политического устройства, размерам, мощи, религиозной и культурной среды политические образования в работе «Государь» , гг. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно- политических, национальных, религиозных и иных факторов. Скажем, те же государства объединяющейся Европы укрепляют свои общие границы от проникновения нежелательных иммигрантов, беженцев, ставят заслоны на пути потоков наркотиков, международного терроризма и т. Политические институты — это учреждения или организации, которые обслуживают процесс осуществления политической власти, придают устойчивость политической системе. В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственного патернализма забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и т. Создать вики. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. Даль, М. Придавая государству и государям как представителям и выразителям божественных велений ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Каутского и др. Мерсье и др. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей, несколько органов участвуют в одной функции экономическая: бюджет разрабатывает Правительство, утверждает Дума, исполняет Правительство. Признаки любого государства 2. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Здесь государство выступает главным орудием реформирования общества, поддержания стабильности и порядка.

.

Функции государства Функции государства, как правило, подразделяются на внутренние и внешние. То как государство — признак социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. Главная функция современного государства -социальная обеспечение социальной защиты личности, как условий жизни всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия политический производстве благ Другое государство -основная функция - защита прав и свобод победа казино официальный и гражданина. В зависимости от особенностей эволюции политических цивилизаций эти универсальные процессы образования государсиво обладали известной спецификой. Государство - это прочная и суверенная структура, корой принадлежит высший институт.

Содержание

Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью. В современном международном праве выделяют три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и. Государство как политический институт обладает рядом существенных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например.

Лекция Государство как политический институт. Эволюция государства. Понятие «государство», производное от латинского status , появляется в период итальянского Ренессанса XIV в. Отсюда второе средневековое выражение, которое предшествовало возникновению современного понятия государства - status regm , которое означало положение или состояние страны.

Никто не имеет изначального права это место занимать. Согласно Бюрдо, государство возникает как абстрактный и постоянный носитель власти. Такая трансформация власти явилась в истории человечества огромным шагом вперед. Но кто наделяет таким правом и властными полномочиями? Кто теперь является сувереном? Великая французская революция дала ответы на эти вопросы и явила Европе и миру классический образец нациегенеза, что отразилось в содержании понятия «французская нация».

Идеологическим преломлением принципа суверенитета народа явилась теория «общественного договора». Его главной целью со времен Дж. Локка становится сохранение и защита неотчуждаемых прав человека - права на жизнь, свободу и собственность. Если на основании этого соглашения уполномоченные к осуществлению властных обязанностей выполняют их ненадлежащим образом, договор можно расторгнуть и снова перезаключить. В России понятие «государство» также отличалось от европейского: в русском языке оно производно от слова «государь», то есть хозяин, владелец «русской земли».

Так, Р. Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под действием ряда факторов, важнейшие из которых:.

Не отрицая влияние этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;.

Оппенгеймер, Л. Гумплович и др. Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто более важные факторы;.

Имеется в виду, прежде всего, рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;. Одни авторы Гоббс сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество.

Другие же Локк ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития. Конкретные теории государства подтверждаются некоторыми реальными фактами. Так, например, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашаемым на определенный срок князем заключался договор, невыполнение которого могло повлечь за собой его изгнание.

Под прямым влиянием теории «общественного договора» создавалось американское государство — США. И все же, несмотря на эти и некоторые другие исторические факты, реальное государство возникло не в результате добровольной передачи индивидам части своих прав специально созданному для защиты граждан и общества органу, а в ходе длительного естественноисторического развития общества;. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии.

Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может существовать только в рамках определенных форм общежития. Государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития» [2].

Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливце, нравственные начала. Идеи Аристотеля используют современные естественноисторические концепции государства, которые рассматривают его как органически присущую человечеству, а определенной стадии развития форму общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад.

Некоторые сторонники антропологического объяснения сущности государства утверждают, что в его основе лежит не только социальная природа человека, но и его прирожденное несовершенство, проявляющееся в невозможности индивидуального существования, а также в агрессивности и конфликтности. Свойства и признаки государства. Более того, в настоящее время применение насилия считается легитимным, только пока дозволено государством или предписано им Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.

В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу.

В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: политическими партиями, общественно-политическими объединениями, профсоюзами и т.

Так, согласно статье I Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств г. От других политических институтов государство отличается:. Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство - субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан гражданством , и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Теоретические подходы в понимании и развитии государства. Маркс, М. Вебер и др. Либеральное конституционное государство Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант и др. Очень образно И. Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является.

С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный , а также промежуточные стадии, причудливо сочетающие черты традиционных и конституционных государств, например тоталитарная государственность.

Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого государства являлись монархии. Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования.

Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека - его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнением функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности. В целом конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека, то есть он связан с появлением конституции.

Для концептуализации устойчивых характеристик политического устройства и основных принципов взаимоотношений гражданина и государства в XVIII столетии появляется понятие « конституции » как основного закона, уважение которого было обязательным как для государства, так и для гражданского общества.

В XIX в. Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначаемое термином « реальная конституция », восходит к Аристотелю, который в своей знаменитой «Политике» трактовал конституцию как «определенный порядок для жителей одного государства».

Следовательно, реальная конституция - это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства.

Понимаемый в этом значении конституционализм уходит корнями в далекое прошлое и не связывается лишь с появлением либеральных конституций в эпоху Просвещения. Во втором, наиболее распространенном значении термин конституция» - это свод законов , юридический или нормативный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе или нескольких документах относительно стабильных правил законов , которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.

Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность. Обычно принимаемая при согласии подавляющего квалифицированного большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна свободная совместная жизнь людей в едином государстве и который обязуются уважать все граждане.

Конституции, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой - определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства республика, монархия, федерация и т.

Первые конституции были приняты в г. Билль о правах и во Франции в г. В современном мире лишь несколько государств Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман не имеют конституционных сводов законов. Наличие демократической конституции - показатель подлинной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие «правовое государство».

Правовое социальное государство. Правовое государство - реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежи стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности.

Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство и оно не превратилось в Левиафана - чудовище, господствующее над обществом, - существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился в трудах немецких юристов - Т. Велькера, Р. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества. Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств можно выделить их следующие общие признаки :.

Онлайн библиотека книг, статей, докладов, документов

Государство является центральным, интегрирующим общество политическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью. В современном международном праве выделяют три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и. Государство как политический институт обладает рядом существенных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например.

Государство как политический институт признаки: 2 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *